Статьи

Договор купли-продажи земельного участка

21 мая 2020 в 12:05 - Юридическая помощь

Что предусмотреть в договоре?

Договор купли-продажи земельного участка должен быть заключен в простой письменной форме. Обязательными условиями договора являются, в частности, наименования сторон договора, предмет договора и его цена, сведения об обременениях земельного участка.
Обязательные условия договора купли-продажи земельного участка следующие.

Обязательные условия договора купли-продажи земельного участка следующие.

1. Наименования сторон договора
Для физического лица - Ф.И.О., адрес места жительства (регистрации), паспортные данные.
Для юридического лица - наименование, юридический и почтовый адреса, ИНН, ОГРН, Ф.И.О. генерального директора (или лица, действующего по доверенности), банковские реквизиты.

2. Предмет договора
Помимо указания о продаже земельного участка необходимо указать его кадастровый номер, точный адрес его расположения, площадь, вид разрешенного использования и категорию земли (ст. 554 ГК РФ).
При этом следует помнить, что объектами купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет (ст. 37 ЗК РФ).
Описывая предмет договора, следует сделать ссылку на правоустанавливающий документ на владение земельным участком: кем, когда, кому выдан документ и на каком основании.

3. Цена
При заключении договора следует определить цену и прописать порядок оплаты земельного участка.
Соглашение о цене является существенным условием договора, без согласования которого договор будет считаться незаключенным (ст. 555 ГК РФ).

4. Права и обязанности сторон
Необходимо указать, что продавец обязуется передать, а покупатель - принять и оплатить в установленном в договоре порядке земельный участок, являющийся предметом договора купли-продажи (ст. 556 ГК РФ).

5. Сведения об обременениях (ограничениях) земельного участка
В договоре купли-продажи указываются все имеющиеся обременения земельного участка (залог, аренда и т.д.) или ограничения в его использовании либо сообщается об их отсутствии (ст. 37 ЗК РФ).

6. Порядок передачи земельного участка
Покупателю и продавцу необходимо определить в договоре момент передачи земельного участка от продавца к покупателю по передаточному акту.
Передача земельного участка продавцом и его прием покупателем - их обязанность (ст. 556 ГК РФ).

Купля-продажа земельного участка

20 мая 2020 в 12:05 - Юридическая помощь

Оформление сделки купли-продажи земельного участка

Чтобы правильно оформить сделку купли-продажи земельного участка и зарегистрировать переход права собственности на участок от продавца к покупателю, надо убедиться, что продавец участка является его законным собственником.

Продавец должен представить:
1. Свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок, выданное до 15.07.2016, либо выписку из Единого государственного реестра недвижимости (до 01.01.2017 - ЕГРП).
2. Кроме того, перед подписанием договора купли-продажи земельного участка, желательно дополнительно получить выписку, содержащую сведения ЕГРН.
3. Правоустанавливающий документ, подтверждающий основания приобретения (получения) продавцом земельного участка в собственность (ранее заключенный договор купли-продажи, мены, дарения, завещание и т.д.).

После того, как Вы ознакомитесь с указанными документами придерживайтесь следующих действий.

Заключите договор купли-продажи земельного участка

Существенными условиями договора продажи недвижимости являются его предмет и цена.

В описании предмета договора необходимо указать адрес участка, его площадь, кадастровый номер, категорию земель, в которую входит земельный участок, и вид его разрешенного использования. Также желательно указать сведения о правоустанавливающих документах продавца, дате и номере государственной регистрации права собственности продавца в ЕГРН.

Необходимо определить точную цену земельного участка и порядок расчетов между сторонами. При этом расчет может быть произведен как до, так и после государственной регистрации перехода права собственности на участок. То же относится и к фактической передаче земельного участка по акту приема-передачи. В договоре можно предусмотреть, что договор одновременно является и актом приема-передачи.

Договор купли-продажи недвижимости должен быть заключен в письменной форме и подписан обеими сторонами. Несоблюдение этого условия влечет недействительность договора (ст. 550 ГК РФ).

Договор подписывается в трех экземплярах (по одному экземпляру для сторон договора и третий экземпляр для Росреестра).

Обязательного нотариального удостоверения договора закон не предусматривает. Исключение составляют, в частности, подлежащие нотариальному удостоверению:
• сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным;
• сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество (кроме, в частности, отчуждения или ипотеки всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке).

Зарегистрируйте переход права собственности в Росреестре

Если договор удостоверен нотариально начиная с 01.02.2019, то заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы обязан представить в Росреестр нотариус, при условии что стороны сделки не возражают против этого. В остальных случаях документы могут быть представлены гражданами самостоятельно.

Необходимо подготовить, в частности, следующие документы:
1) заявление на регистрацию перехода права собственности и регистрацию права собственности за покупателем (может заполняться непосредственно в отделении Росреестра перед подачей документов);
2) договор купли-продажи земельного участка, как правило, в трех экземплярах;
3) паспорта участников сделки. Если документы подает представитель, необходимо представить нотариальную доверенность с соответствующими полномочиями;
4) нотариально заверенное согласие супруга (супруги) продавца на отчуждение участка (если участок приобретался в период брака);
5) документы, подтверждающие право собственности лица, отчуждающего принадлежащий ему земельный участок (например, свидетельство о государственной регистрации, выданное до 15.07.2016, договор купли-продажи, мены, дарения и т.д.);
6) акт приема-передачи.

Уплатите госпошлину за регистрацию права собственности и перехода права на земельный участок.

- Справка. Размер госпошлины
Размер госпошлины при регистрации права собственности на земельный участок составляет (пп. 22, 24, 25 п. 1 ст. 333.33 НК РФ; Письмо Минэкономразвития России от 20.04.2017 N Д23и-2207):
• 350 руб. в отношении участка для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства, а также участка с равнозначным видом разрешенного использования либо участка из категории земель сельскохозяйственного назначения иных видов разрешенного использования;
• 2 000 руб. - в иных случаях.

При наличии возможности обращения с заявлением и уплаты госпошлины через порталы госуслуг и иные порталы, интегрированные с ЕСИА, госпошлина рассчитывается с учетом коэффициента 0,7.
Представление документа об уплате госпошлины вместе с заявлением не требуется. Заявитель вправе сделать это по собственной инициативе. Однако при отсутствии информации об уплате госпошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении пяти дней с даты подачи заявления орган регистрации прав возвращает заявление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения (ч. 7 ст. 18, п. 3 ст. 25 Закона N 218-ФЗ).

Заявление и необходимые документы можно представить в Росреестр одним из следующих способов:
• непосредственно в отделение Росреестра или через МФЦ (независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню подразделений, осуществляющих прием по экстерриториальному принципу, размещенному на сайте Росреестра) либо уполномоченному лицу Росреестра при выездном приеме. В г. Москве и МО прием документов на госрегистрацию осуществляется только через МФЦ, кроме приема по экстерриториальному принципу;
• почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (в этом случае подлинность подписи на заявлении должна быть засвидетельствована нотариально, договор купли-продажи и доверенность представителя - нотариально удостоверены, а также приложены копии документов, удостоверяющих личности);
• в форме электронных документов через Интернет, например посредством официального сайта Росреестра.

Следует учесть, что представление на госрегистрацию заявления и документов в электронной форме возможно при соблюдении, частности, одного из следующих условий:
• если продавец заблаговременно направил в Росреестр заявление о возможности регистрации перехода (прекращения) права на земельный участок на основании электронных документов;
• если квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, которой подписаны документы, выдан ФГБУ "ФКП Росреестра".
В противном случае заявление и прилагаемые к нему документы будут возвращены органом регистрации прав без рассмотрения (п. 1.1 ст. 25 Закона N 218-ФЗ).

Если на момент представления заявления госпошлина не уплачена, заявителю выдается или направляется информация, содержащая необходимый для подтверждения факта оплаты за конкретную услугу уникальный идентификатор платежа (уникальный идентификатор начисления) для уплаты госпошлины, с указанием даты, до которой необходимо ее уплатить (Информация Росреестра от 26.07.2017; Информация Росреестра от 17.10.2017).

Уплатить госпошлину за государственную регистрацию можно в том числе через МФЦ (п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ; пп. "в" п. 3, п. п. 3(2), 3(3) Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 N 1376).

О ходе оказания услуги (например, о поступлении информации об уплате госпошлины, проведении регистрации) вы можете быть уведомлены посредством сообщений на электронную почту или номер мобильного телефона (п. п. 3, 4 Порядка, утв. Приказом Минэкономразвития России от 16.03.2016 N 137).

Государственная регистрация проводится в течение семи рабочих дней с даты поступления в Росреестр заявления и документов, а в случае подачи документов через МФЦ - в течение девяти рабочих дней с даты приема заявления. Если регистрация осуществляется на основании нотариально удостоверенного договора, ее срок составляет три рабочих дня, в случае поступления документов в электронной форме - один рабочий день, при обращении через МФЦ - пять рабочих дней. Течение этого срока начинается со следующего рабочего дня после даты приема документов (п. п. 1, 2, 9, 10 ч. 1 ст. 16 Закона N 218-ФЗ; Письмо Росреестра от 22.08.2017 N 14-10188-ГЕ/17).

Если продаваемый земельный участок расположен в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и продавцу принадлежит на праве общей долевой собственности имущество общего пользования, расположенное на указанной территории, то одновременно с переходом права на земельный участок осуществляется регистрация перехода права на долю в праве общей собственности на имущество общего пользования (ч. 1 ст. 42 Закона N 218-ФЗ).

Получите выписку из ЕГРН

Проведенная государственная регистрация удостоверяется выпиской из ЕГРН, а также специальной регистрационной надписью на договоре купли-продажи (ч. 1 ст. 28 Закона N 218-ФЗ; п. 1 Приложения N 3 к Приказу Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943).

В указанный сотрудником Росреестра срок необходимо явиться в отделение Росреестра и получить выписку из ЕГРН, после чего при необходимости произвести окончательные взаиморасчеты между сторонами и передать по акту земельный участок (если это не было сделано ранее). Также выписка может быть направлена вам в электронной форме (ч. 6 ст. 62 Закона N 218-ФЗ).

Обратите внимание! Доходы от продажи участка облагаются НДФЛ, если он был в собственности менее установленного срока, с предоставлением продавцу имущественного вычета в установленном размере. Покупатель вправе воспользоваться вычетом, если участок предназначен для ИЖС или расположен под приобретаемым жилым домом. Также он становится плательщиком земельного налога.

 

Список категорий
объявлений
30
рубрик
8
районов